?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 September 2010 @ 01:03 pm
Гершом Киприсчи. Официальная биография  

Гершом Киприсчи - (крым.-караим.- Gerşom Qiprisçi, ивр. גרשם קיפריסצ'י) — Гахамбашы-Духовный глава Центрального Духовного Правления Караимлер- Русских и Османских Караимов Крымско-Кедарского толка Заграницей , этноконфессиональный караимский теолог-богослов, музыкант-литургист, духовный писатель, просветитель и общественный деятель.

Гершом Киприсчи родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1970 году в семье советских интеллигентов-агностиков с корнями в Туркистане, Самарии, Кипре, Крыму, Кавказе, Средней Азии, подтверждаемыми исследованиями ДНК. Мать, уроженка Москвы — юрист, к.ю.н, отец, уроженец Одессы — военный врач.

Линия крымских когенов-караимов -Киприсчи — в семье восходит к стародавним временам и подтверждается как документами из коллекции Авраама Фирковича (посвятительная надпись на свитке Торы № 10 (940) в коллекции, из хазарского города Темутарха, ныне — Тамань), так и списком караимских фамилий из архива Гахама-профессора Серайи (Сергея) Шапшала «История тюрок-караимов Крыма, Литвы и Польши», знакомого с прадедом Гершома Киприсчи, Яковом ).

Фамилия Киприсчи крымско-тюркская. Но её изначальное происхождение не крымское, но кипрское. В некоторых документах встречается также и греческий её средневековый вариант «Киприсчино» (где она называется не фамилией, но прозвищем - МЭХУНЕ -по-древнебиблейски!), при чём оба варианта фамилии\прозвища — тюркский и греческий- при записи квадратным письмом на древнебиблейском иврите и по-караимски начинаются с буквы ק. Все «Киприсчи»\"Киприсы" были учениками Исмаила и Мишавайи аль-Укбари с острова Кипр, диссидентской караимской богословской школы 8 века кумранско-ессейского толка, переехавших из Укбары около Багдада в Ираке \Вавилоне на Кипр (см. труды израильских исследователей Цви Анкори и Йорама Эрдера и др). Начиная с 10 века фамилия Киприсчи\Киприсчино\Киприс встречается в документах из Темутарха (Тамань), затем в Дамаске и, наконец, в Крыму (Бахчисарай), где термином Кыбрысджы по-крымскотатарски обозначались те выходцы с Кипра, которые работали при ханским дворе, изготовляя гобелены и ковры. Позже суффикс «чи» или «чино» был для удобства написания фамилии отброшен, превратившись в различных написаниях фамилии латиницей и кириллицей сначала в «Кибрис» и «Киприс», а позже — у части семьи, — в Циприс. Ныне различные представители этого обширного рода исповедуют православное христианство (греческая часть Кипра), ислам (Турецкая часть Кипра и Турция), католичество (Польша), протестантизм (США), ортодоксальный и реформистский иудаизм и караимизм, хотя многие сегодня не исповедуют никакой религии. Все Киприсы-Циприсы-Киприсчи, независимо от сегодняшней конфессиональной принадлежности к христианству, исламу, караимизму или ортодоксальному иудаизму восходят именно к ученикам-приверженцам учения богословской школы Мишавайи аль-Укбари, полемика с которым прослеживается в караимской литературе вплоть до 12 века Константинополя, и которые, после смерти своего учителя был активны в районе Средиземноморья и Черного моря.

С началом перестройки Михаила Горбачёва, когда начались некоторые послабления в государственной борьбе с религией в СССР, то есть около 1985 года, Гершом Киприсчи, параллельно с занятиями музыкой (окончил десятилетку при Консерватории) начал заниматься сравнительным изучением религий, вначале самостоятельно, а потом под под руководством служителей культа различных конфессий многоконфессионального Петербурга и религиоведов. С 1986 года, когда появилась возможность изучать языки авраамических писаний (но всё ещё полуофициально), — Гершом Киприсчи начал изучение древнебиблейского иврита, арамейского, арабского при кафедре арабистики Ленинградского Государственного Университета имени А.Жданова (ныне СПБгу) под руководством доц. (ныне профессора) Яниса Петровича Сикстулиса.

С 1988 — Гершом Киприсчи преподавал древнебиблейский иврит и арамейский, а также Священное Писание Ветхого Завета и Литургию в йешиве-духовном училище «Тиферет Бикурим», продолжая совершенствоваться в ветхозаветной теологии под руководством р. Михаила Корица, р. Йосефа Грузмана, р.Зеева Раппопорта. Личные контакты с приезжающими в тогдашний Ленинград профессорами-текстологами и богословами из США, Великобритании, Франции и Израиля (в том числе М.Кахана, М.Бен-Сассон, Я.Зусман, Й.Ягалом, И.Пенковер и др), и петербургскими (И.Шифман, И.Дьяконов, А.Грушевой и др.) пробудили у него интерес к собственному караимскому этноконфессиональному наследию вообще, библеистике, гебраистике, мутазилизму и к прославленным коллекциям рукописей, собранных Авраамом Фирковичем, и переданных им затем в Императорскую, позже Публичную Библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне — Отдел Восточных Рукописей в Российской Национальной Библиотеке). Параллельно с этим Гершом Киприсчи посещал цикл лекций в Институте Востоковедения Российской Академии Наук (ныне Институт Восточных Рукописей РАН).

В 1989 году его религиозно-просветительской деятельностью заинтересовался КГБ (Комитет Государственной Безопасности), но отвергнув настойчивое предложение КГБ о сотрудничестве, сразу после женитьбы — Гершом Киприсчи предпочёл покинуть пределы СССР с утратой гражданства.

Начиная с 1990 года он продолжил изучение теологии и музыки в Иерусалиме в Св. Земле, а также в Германии, Нидерландах: вначале — в Институте Гартмана и Иерусалимской Академии им. Рубина, потом — уже индивидуальные занятия с теологами-богословами разных конфессий — христианскими, иудейскими, мусульманскими, пока, наконец, в 1998—99 годах, благодаря содействию г. Нехемии Гордона, он ни начал обучаться караимскому богословию и истории у иерусалимских гахамов Моше Даббаха и Мордехая Альфандари (обучение у последнего было прервано в виду внезапной смерти гахама в 1999 году).

Тогда же, в 1999 году, Гершом Киприсчи начинает своё сотрудничество с двумя караимскими организациями, одна из которых, Всемирное Караимское Движение (World Karaite Movement) под руководством Нехемии Гордона и Меира Рехави назначило его караимским гахамом Континентальной Европы, выдав соответствующее свидетельство за подписью Нехемии Гордона в 2002 году.

Параллельно Гершом Киприсчи начал сотрудничество и с израильскими караимами египетского происхождения и их Правлением (Universal Karaite Judaism). Так, в 1999 году, состоялась встреча в комиссии по внешним сношениям в центре общины в г.Рамла под руководством д-ра Йосефа Марзука, при участии иерусалимских гахамов Мордехая Альфандари и Моше Даббаха, где разъяснительной деятельности Гершома Киприсчи в среде "русских" караимов вообще, и в Европе в частности был дан зелёный свет (о чём имеется соответствующий документ за подписью одного из израильских гахамов).

Позже, однако, Гершом Киприсчи в виду настойчивого отстаивания своей изначальной точки зрения на то, что Караимизм представляет собой не ветвь иудаизма, а самостоятельную религию, а караимы - это не иудеи, но особая этноконфессиональная общность посчитал более невозможным своё сотрудничество с Всемирным Караимским Движением Нехемии Гордона и Меира Рехави и организацией египетских караимов и отошёл от сотрудничества с обеими организациями, создав впоследствии вместе с группой единомышленников Центральное Духовное Правление Караимлер -Русских и Османских Караимов Крымско-Кедарского Толка Заграницей и Духовную Академию Бахтави-Пампулова при ней. Целью всех этих институтов и организаций было способствование возвращению в лоно караимской религии ассимилирующихся или обратившихся в христианство караимов западных стран, а также нахождение решения для тех новообращённых в караимизм, которые, исповедуя караимизм, не считали себя при том иудеями, так как как для первых, так и для вторых ни египетские, ни англо-американские караимы никакого решения предложить не могли или не хотели.

Гершом Киприсчи был утверждён Гахамбашы на меджлисе караимов Караимлер- русских и османских караимов и их потомков Западной Европы, США и Канады ( а также небольшой группы прозелитов, ассоциированных с ними, и принявших наряду с религией караимов в качестве обязательного для себя всё этноконфессиональное наследие Крыма и Кедара) в 2009 году. Само это Центральное Правление в плане организационном (но не в плане теологии или идеологии!) работает по образцу Англиканского Сообщества, что означает что авторитет Гахамбашы и возглавляемого им Правления распространяется лишь на те караимские сообщества и индивидов, которые состоят в добровольном союзе с Духовным Правлением без попыток навязывания духовного окормления караимам Литвы и Крыма, имеющих свои собственные Правления.

В 1997 — получил МА/DRs (Магистр) из Frankfurt University of Arts и Амстердамской Консерватории.

1997—1999 — в рамках HalleluYaH Institute (совместно с немецкими звукозаписывающими компаниями) в качестве руководителя проектов «Pray for the Peace of Jerusalem» и «Jerusalem Psalter» осуществил записи образцов псалмодии в традициях иерусалимской литургии на компакт-диски, получившие высокую оценку научных и религиозных кругов по всему миру. Проект «Караимское богослужение на будни и субботу в литургии египетских караимов в Иеруслиме», в котором он принимал участие, также получил высокую оценку, хотя и не был издан. С 1999 года — представлял различные караимские организации Святой Земли в континентальной Европе и СНГ.

После развода с первой женой (от этого брака — двое сыновей и дочь), с 2000 по 2001 — провёл в России, занимаясь просветительской деятельностью, читая лекции по Ветхому Завету, сравнительному изучению авраамических писаний и караимике. Кроме того, Гершом Киприсчи в эти годы был занят сбором материалов для последующих книг, время от времени консультируя также некоторые культурные и религиозные проекты в Санкт-Петербурге.

В 2003 году женился вторично на Эллен Алеви, уроженке Голландии сефардско-португальского происхождения, от этого брака — дочь.
В 2006 году духовный наставник Гершома Киприсчи, риби-гахам Моше Даббах, провел в присутствии десяти свидетелй венчание по караимскому обряду Гершома Киприсчи и его второй жены Эллен в соборной кенасе Анана бен Давида в Иерусалиме, что означало принятие супруги Гершома Киприсчи, освоившей под его руководство основы караимской религии - в караимство.
На шетаре\ктубе  (брачный договор) пары стоят подписи ещё и нескольких других гахамов (в т.ч. израильского гахамбашы, риби-гахама Элиягу Марзука).

В настоящее время Гершом Киприсчи работает над докторской диссертацией на тему теологических, галахических и литургических аспектов раннего караимского молитвенника в одном из университетов в Нидерландах. В 2007 году совместно с группой караимов-единомышленников молодого поколения основал и руководит в качестве почётного Президента по-настоящее время следующими организациями:

Центральное Духовное Правление, Духовная Академия им. Бахтави и Пампулова и Духовный Суд Русских и Османских Караимов Крымско-Кедарского толка Заграницей

Академия Караимских Языков и Литератур им.аль-Фаси и С.Шапшала

Стал также соучередителем Всемирного Конгресса Европейских Караимов (наряду с В.И.Кефели и Хаимом Ханом Малхасы)

Гершом Киприсчи — автор десятков опубликованных и неопубликованных текстов — богословских, религиозно-философских и художественных, выступает с лекциями в университетах (Амстердам, Биледжик,С.-Петербург, Оксфорд и др) и религиозных организациях, и ведёт просветительскую деятельность широкого духовного профиля с упором на мутазилизм, скриптурализм, пан-авраамизм и пантюркизм.

Владеет дюжиной современных и древних восточных языков.

Лекции Гершома Киприсчи:

http://bakhtawiacademy.livejournal.com/

Разные материалы по караимике:

http://russian-qaraim.livejournal.com