?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 May 2011 @ 02:05 pm
S.Szapszal, f.Hakham of Crimea and Poland-Lithuania on Qaraism, Jesus, Muhammad  
  • Former Crimean and Lithuanian (Chief) Hakham, Prof.Dr. Seraya Szapszal (Shapshal,Chapchal,Sapsal) on the Qaraim religion and ethnicity.
    First - Russian Original, scroll down for English translation

    Сведения о караимской религии из статьи Проф. С.М. Шапшала

    КАРАИМЫ СССР В ОТНОШЕНИИ ЭТНИЧЕСКОМ

    “Вера караимская стабилизировалась, приняв окончательную форму в VII веке н.э. Первоучителем караимов был Анан-ибн-Дауд. Учение это зародилось в Мессопотамии, быстро стало распространяться сначала среди евреев — как это было и с христианством, а потом как и всякая иная вера, проникла в различные этнические среды.

    Изложение основ и догматов караимской веры, указание на сходство ее с иными учениями, или наоборот, заняло бы слишком много места. Общим для караимов и христиан с учением евреев является Пятикнижие Моисеево и Книги Пророков; причем как христиане, так и караимы не признают другой половины еврейского учения — столь существенного для евреев, а именно — Талмуда.

    Караимские теологи утверждают, что начало их учения восходит к временам более ранним, чем век VII. Родоначальники караизма, по их словам, жили в Палестине еще в начале нашей эры, что подтверждает и профессор Петербургской Духовной Академии — И. Г. Троицкий, ссылаясь на авторитет московского митрополита Филарета. Сами караимы полагают, что первоначальное христианство впоследствии подверглось эволюции не на Палестинской земле, а на Европейской почве — в Риме и Византии, а потому, вера караимская представляет собой христианство в его первоначальном виде, как оно было при жизни его основателя, столь решительно боровшегося против фарисеев, от которых и берет начало так называемый "Устный Закон" — т.е. Талмуд (ср. Евангелие от Матф. XV, 2-6; Марка VII, 7-9). Основатель христианства признавал, что устный, неписанный, закон не только заслонял собою Закон Моисеев (писанный), а иногда прямо уничтожал его. Караимы стараются базировать свое правоверие на словах Пятикнижия, где сказано: "Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам и не убавляйте от того, соблюдая заповеди господа, бога вашего, которые я вам заповедаю" (Второзаконие, IV, 2). Анан-ибн-Дауд, признавая Христа за Пророка (не сына божьего) и оставаясь при учении Ветхого Завета, имел в виду слова, приписываемые Христу: "Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не пройдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет от закона (т.е. Моисеева) пока не исполнится все" (Матф. V. 17-18).

    Таким образом, караимы, исповедуя Ветхий Завет, и признавая пророческую миссию Иисуса Христа (и, как увидим далее, Мухаммеда), а талмудистов за отступников от истинной веры, считают недозволенным вступать с ними в религиозное общение и не допускают брачных союзов с ними. Талмудисты занимают в отношении их такую же позицию, а может даже и более непримиримую.

    Уже около 1200 лет, как окончательно оформилось караимское вероучение в особую религию с самостоятельными догматами, церковными традициями, особым календарем для определения годовых праздников и с собственной духовной иерархией. Нет, казалось бы, никаких оснований называть это тысячелетнее, самостоятельное вероисповедание "сектою", как это часто наблюдается в популярных энциклопедиях. Вероучение это, со времени своего возникновения, проникло в разные этнические среды. Главную массу нынешних караимов составляют, как дальше увидим, тюрки по племени - потомки некогда господствовавших на юге Руси хазар и половцев (кипчаков или куманов). Эти караимы отправляют частично свою литургию на старотюркском языке, близком к единственно уцелевшему письменному памятнику языка половецкого — "Codex Cumanicus", составленному в начале XIII века католическими миссионерами и заключавшему в себе отрывки из Евангелия, молитвы и другие тексты. На этот же язык переведена и караимская Библия, которою пользуются в церковном богослужении и в домашнем быту.

    О связи караимства с христианством нами уже было сказано . Прибавим только, что караизм до VII находился под влиянием учения несториян — ближайших их соседей того времени.

    Что касается отношения караизма к исламу, то кроме признания Мухаммеда за Пророка божия, посланного арабам для отвращения их от идолопоклонничества, караимы времени Анана находились под сильным влиянием богословской школы Имама А"зама Абу-Ханифы, основателя ханифитского учения . Абу-Ханифа ввел в свое учение принцип "аналогии" — по арабски — кыяс. Караимы широко применяют ее в определении того или иного вопроса Библии, где нет на него категорического указания. Так, в Пятикнижии нет определенного указания на запрет дяди жениться на своей племяннице и потому, как это известно, евреи вступают в такие браки, которые у караимов строго воспрещаются на основании аналогии. Если запрещаются браки племянника с теткой (Пятикнижие, кн. Левит, XIII, 12-13), то аналогично у караимов не допускаются и браки дяди с племянницей. Уже одно такое применение мусульманского принципа к ветхозаветной Библии открывает пропасть между верой караимов и евреев, не говоря уже о расхождении в вопросе о дозволенной и запрещенной в употребление пищи. Кстати, у караимов и татар самым любимым национальным кушаньем является сочетание баранины с катыком (кислое молоко), тогда как верующие евреи не допускают в еде смешения мяса с молоком.

    В виду указанного влияния мусульманства на учение Анана, естественно, что арабские ученые давно начали интересоваться караизмом и уже в средние века уделяли ему много внимания. Так арабский историк мусульманских сект — Шахристани (XII в.) и знаменитый Макризи (XIV в.) высоко возносили имя Анана-ибн-Дауда, причем Макризи высказался, что появись Анан в эпоху существования Иерусалимского храма, то он несомненно был бы признан Пророком...»

    Религия, зародившаяся среди одного народа, со временем проникает и к другим племенам и народам, распространяясь часто среди народов не только родственных, но даже совершенно чуждых, иной расы.

    К учению Христа, по словам апостолов, прежде всего, присоединились евреи в Иерусалиме и в Палестине. В "Деяниях апостолов" читаем, что Петр сказал израильтянам: "покайтесь и креститесь, каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов ... и присоединились в тот день душ около трех тысяч" (П., 38 и 41). Затем уже христианство стало распространяться сначала в сопредельных странах — Египте и Сирии, а потом проникло и окончательно укрепилось в Риме, Византии и во всей Европе, а в конце концов — во всех частях света, среди разных племен, народов и рас. То же явление наблюдается и при распространении учения Мухаммеда, возникшего, как и христианство, среди семитов — арабов и затем проникшего к народам Азии, Африки и Европы... Не составляло исключение и караимское учение Анана, хотя по сравнению с иными в очень скромных размерах. Оно нашло последователей также среди арабов, греков Византии, тюрков и славян. Исповедывающие караимское учение делятся ныне на три главные группы:

    1.Проживающие в Иерусалиме, в Хите (Ирак) и в Кипре, как потомки бывших караимов, суть — израильтяне с небольшой примесью арабов; говорят они по-арабски и число их простирается до 4.000 человек. В Истанбуле (Турция) имеется небольшая община в 300 человек с сильной долей греческой помеси; они сохранили в обиходе свой греческий язык;

    2.Караимы в Крыму, на Украине, в РСФСР, в Польше и в Литве, составляющие наиболее численную группу около 8.000 человек — являются тюрками по племени, говорят на наречии тюркского языка и являются выходцами из Крыма;

    3.Проживающие в городах и селениях Астраханской области и на Кубани (с центром в казачьей станице Михайловской, близ железнодорожной станции Курганной), — являются славянами по крови и говорят по-русски и украински.»

    [...]Часть хазаров в эпоху своего наивысшего могущества в конце VIII или в начале IX века приняла учение Ветхого Завета. Хаган, его двор и правящий класс исповедовали эту веру, которую известный русский историк Иловайский характеризует, как караимскую. Так ее представляют и мусульманские писатели, в частности, Хасан Ата ибн Мулла Мухаммед, из волжских татар. То же подтверждает и известный еврейский ученый С. М. Дубнов, опровергая тенденциозное желание некоторых считать хазар талмудистами, дважды возвращаясь к этому вопросу, он определенно высказывается, что исповедание Ветхого Завета у хазар было караимского вида..

    Более ста лет тому назад ученый ориенталист, проф. СПб Университета — В. В. Григорьев в обширном исследовании "Еврейские религиозные секты в России", трактуя о караимах, как о последователях учения Ветхого Завета, приходит к заключению, что в отношении караимов нельзя ставить исповедуемую ими веру в связь с их племенным происхождением. Он пишет дословно: "Заметим лишь, что наречие татарского языка, которым говорят караимы, не заключает в себе ни малейшей примеси еврейских слов, оборотов или каких либо других следов того языка, которым должны были говорить их предки, если эти предки точно были евреи. С другой стороны, в очертаниях лица наших караимов, также нисколько не проглядывается тот резкий национальный еврейский тип, который с первого взгляда позволяет отличить израильтянина от человека всякой другой нации, тип, который евреи сохраняют неизменно под всеми широтами земного шара. Оба обстоятельства эти невольно наводят на мысль: или, что караимы наши, если они действительно евреи, в самой сильной мере подверглись когда-то смешению с народами тюркского племени, и что это смешение должно было быть постоянно, долговременно и происходить еще с весьма отдаленных времен; или — и это едва ли не вероятнее, по крайней мере, в наших глазах, что они совсем не евреи, а потомки тех турков — хазаров, которые, как известно, исповедовали Закон Моисея и владели Крымом с VIII до XI века" .




  • The f. Crimean and Polish-Lithuanian Hakham, Prof.Dr. Seraya Szapzal (Shapshal, Chapchal, Sapsal) wrote on the origins of the East European Qaraim.
    I made a translation of the previous Russian text ' Karaimy SSSR v otnoshenii etnicheskom ' - "The Qaraim of the USSR from en ethnic point of view", but, when reading, please pay attention that it was written in Soviet Union in the mid 20th century with all the censorship of that time and the Stalinistic ideas of race, nation, religion. Please, bear in mind as well, that Prof.Szapszal himself was not only trained Turkologist, but als he was a pan-Turkist and secularist, and he played the very similar role among the E.E.Qaraim to that of Kemal Ataturk in Turkey:


    “ The Qaraite faith got its final form in 8th century CE. The first teacher of it was Anan ben David/Anaan ibn Dawood. Born in Mesopotamia, his teaching initially started to spread among the Jews (like it was once with Christianity), and later, as many other faiths, it started to spread among other ethnic groups.
    The presenting of the fundamental principles of Qaraism as well as pointing to similarity and differences with other religious systems would take to much place.
    The common ground of Qaraim, Christians and Jews is the Torah of Moses and the books of Biblical prophets, while both Qaraim and Christians do not recognize the other half/part of the Jewish teaching, namely, Talmud, which is so important for the religion of the Jews.
    Qaraim theologians claim, however, that their teaching was founded earlier than 8th c. and that the founding fathers of Qaraism lived in Palestine about the time of Jesus [i.e.,Qumran community – G.Q]
    The Qaraim argue that early Christianity went through massive changes not where it was born - in Palestine, but in Europe, namely, Rome and Byzantium, and that Qaraite faith is very similar to the early Christianity in its original form, as it was during the life of its founder, who was so decisively fighting against Pharisees.
    The Pharisees invented the so-called Second Torah/Oral Torah, i.e. Talmud. The founder of Christianity argued that this Oral Second Torah (of the Pharisees) not only perverted the Torah of Moses, but nearly destroyed it.
    Qaraim, on the other hand try to base their righteousness on the words of Torah of Moses, for example: “Ye shall not add unto the word which I command you, neither shall ye diminish ought from it, that ye may keep the commandments of YHWH your God which I command you”(Dt, 4:2).
    Anaan ibn Dawood/Anan ben David, recognized Jesus as a prophet of God (but NOT as son of God), but remained fully faithful to the Hebrew Bible/Old Testament could have no problem to say as well: "Think not that I am come to destroy the Torah, or the prophets: I am not come to destroy, but to fulfill. For verily I say unto you, Till heaven and earth pass, one jot or one title shall in no wise pass from the Torah, till all be fulfilled”.
    Thus, Qaraim, having Hebrew Bible/Old Testament as their sole religion, recognized Jesus and – we will see later – Muhammed’s prophetical mission, but considered pharisaic Talmudists as religious traitors [of Torah of Moses].
    That is why Qaraim do not allow and do not have religious socializing with Talmudic Pharisees, nor they marry them.
    On their part, Talmudists do the same, and even maybe stricter.

    It is already about 1200 years that Qaraism became an independent religion with its own set of teachings, ecclesial traditions, own calendar for the determination of biblical annual feasts and its own clergy.
    That is why, in spite what claim popular encyclopaedias, there is no reason to refer to this several-thousands-old religion as to a sect. In the course of centuries this religion penetrated different ethnic groups. The fast majority of the E.E. Qaraim consists of ethnic Turks, who once dominated the steppes of Southern Russia, namely, Khazars and Polovtsi (Kypchaks and Cumans).
    These Qaraim even partly use in their worship their Old Turkic language. This language is similar to the only Polovtsi (Kypchak-Kuman - G.Q) language survived written monument – the “Codex Cumanicus”[...] The Hebrew Bible/Old Testament was later translated into this Turkic language, and it is used during the Qaraite liturgy and at home.
    We already touched upon the similarity between Qaraism and early Christianity. Let us only add that until 7th c. Qaraism was influenced by the non-trinitarian Nestorians, the closest neighbors of Qaraim of that time.
    As to the attitude of Qaraism toward Islam, not only that Qaraism accepted Muhammed’s prophetical mission in spreading of the Monotheism among the Arabs, but was influenced by some religious schools of Islam, namely Imam Abu-Hanifa’s, founder of Hanifite madhab [as well as by Mu'tazila, of course - G.Q]. It was Imam Abu-Hanifa who introduced a method of analogy – ‘kiyas’. If there is some unclear verse in the Scripture, Qaraim use widely the method of analogy.
    For example, Torah does not say clear that it is forbidden for an uncle to marry his niece (and therefore, Jews do it), while among the Qaraim it is strictly forbidden due to the principle of analogy. If Torah forbids the marriage of nephew with his aunt, using the method of analogy – kiyas- Qaraim forbid the marriage between uncle and niece.
    The very adoption of the Muslim rational methods as hermeneutical and exegetical methods of the interpretation of the Hebrew Bible (Holy Scripture of Qaraim), opened a huge gap and created a distance between the religion of Qaraim and religion of Jews. This gap widens in the questions of permitted and forbidden food.
    For example, the favorite dish of Qaraim and Tatars (in Crimea) is prepared from lamb with katyk (sauer milk), while for the observant Jews it is impossible combination.
    Due to the influence of Islam on Qaraism, the Muslim scholars expressed from the Middle Ages onwards keen interest to Qaraism.
    Thus, the historian of Muslim sects – al-Shahrastani and also al-Maqrizi highly esteemed the name of Anan ben David, and Maqrisi even wrote, that if it would be a case that Anan ben David would appear at the time of the Jerusalem Temple, he would be no doubt considered as a [Biblical] prophet.
    Thus, a religion, which was born among one people, with the course of time spreads itself often among other peoples, and not necessarily among the neighboring, but often among completely ethnically and racially different than the original one.
    For example, according to the evidence of Jesus’ disciples, first adherents of his teachings were Jews of Jerusalem and the entire Palestine. In “Acts of Apostles’ we read the words of Peter who calls to the Jews to repent and to purify themselves in waters, and , according to the text, about three thousands Jews did so.
    Later, Christianity started to spread in neighboring countries – Syria and Egypt, and only after that was established in Rome, Byzantium and all Europe and beyond – among all peoples, tribes, and races.
    It was similar case with the spreading of teachings of Muhammed, which appeared initially, similarly to Christianity, among the Semites (in this case– among Arabs) and went further to the peoples of Asia, Africa, and Europe.
    Qaraism of Anan, even though not in such a large scale, did the same.
    It found its adhents among the Arabs, Greeks of Byzantium, Turks and Slavic tribes.

    Currently, all adherents of Qaraim faith consist of three groups:

    1. Those who live in Jerusalem, Hit (Iraq) and Cairo – descendants of Qaraim - are of Israelite origin with some mixture of Arabs. They speak Arabic and their number is about 4000 people.
    In Istanbul there is a little community of 300 people largely intermingled with Greeks. They preserve at home their own Greek dialect.

    2. The Qaraim of Crimea, Ukraine in general, Russia, Poland and Lithuania are the biggest group, they are about 8000 people, and they are ethnic Turks, speak Turkic dialect and (those of them who live today outside of Crimea) are all originally from Crimea.

    3. Those Qaraim who live in Astrakhan region and on the shores of Kuban river (Kazak place of Mukhailovskaya, near train station of Kurgannaya) are of Slavic origin and speak Russian and Ukranian [...]

    Some part of Khazars during the highest point of their power at the end of the 8th-beginning of 9th century adopted the religion of the Hebrew Bible/Old Testament. Kaghan-the ruler, his court and the powerful elite prophesied the faith which was characterized by a Russian historian Ilovaysky as the Qaraite faith.
    Some Muslim authors present this faith as Qaraite as well, for example, Hasan Ata ibn Mulla Muhammed, from the Tatars of Volga.
    The famous Jewish historian S.M.Dubnov refutes the tendentious wish of some (scholars) to claim that all Khazars were adherents of Talmudic religion, twice discussing this issue, concludes that this religion was Qaraite, not the Talmudic one.

    More than hundred years ago, in his research “Jewish religious sects in Russia”, professor V.V.Grigoriev, scholar-orientalist from St. Petersburg university, speaking on Qaraim as adherents of the teaching of the Hebrew Bible/Old Testament concludes that it is not possible to connect the Russian Qaraim Old Testamentical faith with its (Semitic) origin. He wrote:
    “Let us pay attention, that the Tatar speach of Qaraim does not bear even slightly remnant of Hebrew phrases or words or any other traces of that language, which would be obvious if their hypothetical forefathers were Jews and spoke Hebrew. On the other hand, the faces of our (Russian) Qaraim, there is no that typical national Jewish look which determines from the first view that characteristic type of a Jew from any other nation, and which is preserved by the Jews throughout the entire world.
    The absence of the traces of Hebrew in their speach and the absence of that typical Jewish look bring us to the conclusion that our (Russian) Qaraim, if they are Hebrews indeed, they have been very mucj intermingled with the Turks and that this mixture had to take place during a very long time and had to begin very long time ago.
    Or, it is also possible in our view, that they are not of Hebrew origin at all, but the descendents of those Khazar Turks who, as it is known, were adherents of the Torah of Moses and dominated Crimea from 8th to 11c.”